Контрольно-счетная палата Волгограда
Контрольно-счетная палата Волгограда
400066, г.Волгоград, ул.Советская, 4а
e-mail: ksp_priem@volgadmin.ru, тел./факс (8442) 38-36-35

Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 17.11.2016 № 42/12 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия по теме: «Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета в 2015 году и за 9 месяцев 2016 года на организацию отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области (в части муниципальных учреждений Волгограда)» № 03-05-2016.

Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 17.11.2016 № 42/12 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия по теме: «Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета в 2015 году и за 9 месяцев 2016 года на организацию отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области (в части муниципальных учреждений Волгограда)»  № 03-05-2016.
Основание проведения контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год, утвержденный приказом Контрольно-счетной палаты Волгограда от 29.12.2015 № 212 «Об утверждении плана работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год»; Решение от 08.06.2016 «О проведении параллельного контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой Волгоградской области и контрольно-счетными органами муниципальных образований Волгоградской области».
Предмет контрольного мероприятия: локальные нормативные документы по организации отдыха детей в каникулярный период; соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета; соглашения о предоставлении субсидий на выполнение муниципального задания; бюджетная и другая отчетность.  
Объекты контрольного мероприятия:
- департамент по образованию администрации Волгограда (далее – ДОАВ);
-    Ворошиловское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда (далее – ВТУ ДОАВ);
-    муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда» (далее – МОУ СШ № 48);
-    муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5 Ворошиловского района Волгограда» (далее – МОУ Гимназия № 5);
- комитет молодежной политики и туризма администрации Волгограда (далее – Комитет);
- муниципальное учреждение «Городской оздоровительный центр для детей и молодежи «Орленок» (далее – МУ ОЦ «Орленок»).
Объекты встречных проверок:
-    муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17 Ворошиловского района Волгограда» (далее – МОУ Гимназия № 17);
-    муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 21 Ворошиловского района Волгограда» (далее – МОУ СШ № 21);
-    муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 6 Ворошиловского района Волгограда» (далее – МОУ Лицей № 6);
-    муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3 Центрального района Волгограда» (далее – МОУ Гимназия № 3);
-    муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 96 Дзержинского района Волгограда» (далее – МОУ СШ № 96).


Выводы:

1. Вопрос организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ (п.24.3. ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
К вопросу местного значения городского округа относится организация отдыха детей в каникулярное время (п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Департамент по образованию администрации Волгограда (далее – ДОАВ) неправомерно наделен полномочиями по обеспечению проведения и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению обучающихся в каникулярное время на базе муниципальных образовательных организаций Волгограда (п.2.1.11. Положения о департаменте по образованию администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16.02.2011 № 42/1311), так как данные государственные полномочия не передавались органам местного самоуправления Волгограда. Нарушение дублируется в положениях о территориальных управлениях ДОАВ.
Наличие у департамента по образованию администрации Волгограда данных полномочий создает предпосылки для неправомерного расходования средств бюджета Волгограда на мероприятия по оздоровлению детей в каникулярное время, не относящиеся к вопросам местного значения городского округа Волгоград.
2.    В проверяемый период финансирование расходов на организацию отдыха детей в каникулярный период в лагерях с дневным пребыванием детей на базе муниципальных образовательных учреждений Волгограда (далее - МОУ Волгограда) и в лагере на базе МУ ОЦ «Орленок» осуществлялось (в форме субсидий на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели) в рамках реализации:
-    в 2015 году:
    - ведомственной целевой программы «Организация и развитие системы питания и отдыха обучающихся муниципальных образовательных учреждений Волгограда» на 2014 - 2016 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 28.03.2014 № 344;
    - ведомственной целевой программы «Организация отдыха детей в каникулярное время» на 2015 год», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 28.12.2015 № 1828;
-    в 2016 году: муниципальной программы «Организация отдыха детей в каникулярное время» на 2016 - 2018 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 30.10.2015 № 1519.
    2.1. Кассовое исполнение расходов бюджета Волгограда по ДОАВ на организацию отдыха детей в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда составило:
-    в 2015 году - 38 135,6 тыс.руб. или 100,0 % от плана, из них:
- расходы бюджета Волгограда, осуществляемые за счет средств субсидии из областного бюджета, - 26 918,0 тыс.руб. или 100,0 % от плана;
- собственные расходы бюджета Волгограда - 11 217,6 тыс.руб. или 100,0 % от плана;
-    за 9 месяцев 2016 года - 33 733,112 тыс.руб. или 91,4 % от плана (36 925,1 тыс.руб.), их них:
- расходы бюджета Волгограда, осуществляемые за счет средств субсидии из областного бюджета, - 23 090,8 тыс.руб. или 89,8 % от плана (25 707,5 тыс.руб.);
- собственные расходы бюджета Волгограда - 10 132,66 тыс.руб. или 94,7 % от плана (10 704,888 тыс.руб.);
- дополнительные собственные расходы бюджета Волгограда (без софинансирования из областного бюджета) – 509,652 тыс.руб. или 99,4 % от плана (512,712 тыс.руб.).
Неисполненные назначения по ассигнованиям и по лимитам бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на организацию отдыха детей в каникулярный период в лагерях дневного пребывания на базе МОУ Волгограда по состоянию на 01.10.2016 составили 3 191,988 тыс.руб., из них по расходам: бюджета Волгограда, осуществляемым за счет средств субсидии из областного бюджета, - 2 616,7 тыс.руб. (за организацию отдыха детей в летний каникулярный период – 1 348,5 тыс.руб., в осенний каникулярный период – 1 268,2 тыс.руб.); собственным расходам бюджета Волгограда – 575,288 тыс.руб.

Доля средств родителей (законных представителей), направленных на оплату расходов по организации отдыха обучающихся в каникулярный период в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда (20,0 % от стоимости пребывания в лагере, исключая стоимость набора продуктов питания, финансируемого за счет средств областного бюджета и бюджета Волгограда) составила:
    - в 2015 году - 2 807,1 тыс.руб.;
    - за 9 месяцев 2016 года - 2 579,8 тыс.руб.
2.2. Планы финансово-хозяйственной деятельности МУ ОЦ «Орленок» исполнены следующим образом:
-    за 2015 год:
-     по поступлениям - на 52 251,2 тыс.руб. или на 99,7 % от плана (52 417,7 тыс.руб.), из них:
    - субсидии на выполнение муниципального задания - 12 159,0 тыс.руб. или 99,8 % от плана (12 182,4 тыс.руб.);
    - субсидии на иные цели - 182,7 тыс.руб. или 66,8 % от плана (273,7 тыс.руб.);
    - поступления от приносящей доход деятельности по организации отдыха детей в каникулярное время, включая поступления из областного бюджета в рамках исполнения государственных контрактов, - 37 613,5 тыс.руб. или 101,7 % от плана (36 991,0 тыс.руб.);
    -    поступления от иной приносящей доход деятельности (добровольные пожертвования) - 2 296,0 тыс.руб. или 77,3 % от плана (2 970,6 тыс.руб.);
-     по выплатам – на 51 458,5 тыс.руб. или на 96,3 % от плана (53 420,1 тыс.руб.), в том числе за счет средств: субсидий на выполнение муниципального задания - 12 420,3 тыс.руб., субсидий на иные цели - 182,7 тыс.руб.; от приносящей доход деятельности – 38 855,5 тыс.руб.;
-    за 9 месяцев 2016 года:
-    по поступлениям - на 42 819,5 тыс.руб. или на 80,1 % от годового плана (53 470,4 тыс.руб.), из них:
    - субсидии на выполнение муниципального задания – 6 096,1 тыс.руб. или 60,6 % от годового плана (10 054,9 тыс.руб.);
    -    субсидии на иные цели - 147,6 тыс.руб. или 53,3 % от годового плана (277,1 тыс.руб.);
    - поступления от приносящей доход деятельности по организации отдыха детей в каникулярное время, включая поступления из областного бюджета в рамках исполнения государственных контрактов, - 34 450,5 тыс.руб. или 85,2 % от годового плана (40 457,4 тыс.руб.);
    -    поступления от иной приносящей доход деятельности (добровольные пожертвования) - 2 098,3 тыс.руб. или 79,3 % от годового плана (2 645,0 тыс.руб.);
    -    доходы от собственности - 27,0 тыс.руб. или 75,0 % от годового плана (36,0 тыс.руб.);
-    по выплатам - на 40 808,7 тыс.руб. или на 75,8 % от годового плана (53 854,9 тыс.руб.), в том числе за счет средств: субсидий на выполнение муниципального задания – 6 134,4 тыс.руб., субсидий на иные цели – 147,6 тыс.руб.; от приносящей доход деятельности – 34 526,7 тыс.руб.
3. Контрольно-счетной палатой Волгограда проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств (областного бюджета и бюджета Волгограда), направленных в 2015 году – за 9 месяцев 2016 года на организацию отдыха детей в каникулярное время:
1) в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда.
    По результатам проверки исполнения договоров и контрактов, заключенных МОУ СШ № 48 и МОУ Гимназия № 5 в рамках организации отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием детей в период 2015 год – 1 полугодие 2016 года, нарушений по использованию средств бюджета Волгограда (включая средства, источником финансового обеспечения которых является субсидия из областного бюджета) не установлено;
2) в лагере на базе МОУ ОЦ «Орленок».
    По результатам проверки исполнения государственных контрактов, заключенных в период 2015 год – 9 месяцев 2016 года между МОУ ОЦ «Орленок» и Комитетом молодежной политики на закупку путевок на проведение областных специализированных профильных смен, нарушений по использованию средств областного бюджета, полученных МОУ ОЦ «Орленок» в составе приносящей доход деятельности, не установлено.
4. В проверяемый период органами местного самоуправления Волгограда обеспечена организация отдыха детей в каникулярное время.
4.1. В лагерях с дневным пребыванием детей, организованных на базе МОУ Волгограда:
-    в 2015 году: отдохнули 17 775 детей или 100,4 % от плана (17 700 детей), что составляет 20,5 % от общей численности обучающихся (86 600 детей), в том числе:
    - с организацией питания: 2-х разового - 8 774 ребенка, 3-х разового - 9 001 ребенок;
    - в каникулярный период: весна - 1 080 детей; лето - 15 472 ребенка; осень - 1 223 ребенка;
    - детей из социально-незащищенных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 3 132 ребенка или 17,6 % от общей численности детей, отдохнувших в лагерях с дневным пребыванием детей (17 775 детей);
-    за 9 месяцев 2016 года: в период летних каникул отдохнули 14 725 детей или 100,0 % от плана на лето и 83,1 % от плана на год (17 714 детей), что составляет 16,5 % от общей численности обучающихся (89 307 детей), в том числе:
    - с организацией питания: 2-х разового - 5 725 детей, 3-х разового - 9 000 детей;
    - детей из социально-незащищенных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 7 413 детей или 50,3 % от общей численности детей, отдохнувших в лагерях с дневным пребыванием (14 725 детей).
    В период весенних каникул 2016 года лагерей не было. На период осенних каникул запланирован отдых 2 989 детей, что составляет 16,9 % от плана на год (17 714 детей).
В 2016 году по сравнению с 2015 годом численность детей, отдохнувших в период летних каникул в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда, снизилась на 747 детей или на 4,8 % (в 2015 году – 15 472 ребенка, в 2016 году – 14 725 детей).
В ходе проверки МОУ Ворошиловского района Волгограда установлено отсутствие в 2015 году - за 9 месяцев 2016 года жалоб и высокий уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся услугами по организации отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием детей.
В 2015-2016 годах стоимость 1 путевки в лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда составила:
-    в период весенних и осенних каникул за 5 рабочих дней, с организацией 2-х разового питания - 650,0 руб. (из них средства родителей - 45,0 руб.);
-    в период летних каникул за 18 рабочих дней: с организацией 2-х разового питания – 2 340,0 руб. (из них средства родителей - 162,0 руб.); с организацией 3-х разового питания – 2 700,0 руб. (из них средства родителей - 183,6 руб.). 
4.2. В лагере на базе МУ ОЦ «Орленок»:
-    в 2015 году: в ходе проведения 18-ти профильных смен отдохнули 3 113 детей, что составляет 99,8 % от плана (3 120 детей), из них в рамках: реализации государственных контрактов - 2 813 детей (90,4 %), прочей внебюджетной деятельности - 300 детей (9,6 %), в том числе в разрезе каникулярных периодов: зима - 300 детей; весна – 293 ребенка; лето – 2 120 детей (1 720 детей в стационарном лагере и 400 детей в палаточном лагере), осень – 400 детей;
-    за 9 месяцев 2016 года: в ходе проведения 13-ти профильных смен отдохнули 2 943 ребенка, что составляет 100,1 % от плана (2 940 детей) на 9 месяцев и 85,6 % от плана на 2016 год (3 440 детей), из них в рамках: реализации государственных контрактов, заключенных с Комитетом молодежной политики, - 2 160 детей  (73,4 %); прочей внебюджетной деятельности - 783 ребенка (26,6 %), в том числе в разрезе каникулярных периодов: зима – 200 детей, весна – 300 детей, лето – 2 443 ребенка (1 880 детей в стационарном лагере и 563 ребенка в палаточном лагере).
За 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года численность детей, охваченных отдыхом, возросла на 330 детей или на 12,6 % (в 2015 году - 2 613 детей, в 2016 году – 2 943 ребенка).
Общий средний уровень удовлетворенности детей отдыхом в лагере на базе МУ ОЦ «Орленок»: в 2015 году - 92,0 %; за 9 месяцев 2016 года - 93,0 %.
Стоимость путевок в МУ ОЦ «Орленок» была установлена приказами по учреждению и составляла:
-    в 2015 году: за 21 день проживания в стационарных корпусах - 14 742,0 руб.; за                 7 дней проживания в стационарных корпусах и в палаточную смену - 4 914,0 руб.;
-    в 2016 году: за 21 день проживания в стационарных корпусах - 15 435,0 руб.; за 7 дней проживания в стационарных корпусах и в палаточную смену - 5 145,0 руб. Удорожание в 2016 году стоимости путевок в МУ ОЦ «Орленок» по сравнению с 2015 годом обусловлено удорожанием стоимости 1-го дня пребывания ребенка в лагере на 33,0 руб. или на 4,7 % (в 2015 году – 702,0 руб., в 2016 году – 735,0 руб.).
    Контрольно-счетной палатой Волгограда по условным расчетам установлено занижение стоимости 1-го дня пребывания в лагере в 2015 году на 44,11 руб. или на 6,3 % и стоимости путевок, утвержденных приказом МУ ОЦ «Орленок» от 05.03.2015 № 95 (фин). По факту данные затраты учреждения покрываются за счет средств от иной приносящей доход деятельности за оказание услуг оздоровительного отдыха во вне каникулярного времени.
5. В ходе проверки установлено нарушение объектами проверки установленного порядка формирования муниципального задания и условий предоставления субсидий на его выполнение.
5.1. Ворошиловским территориальным управлением департамента по образованию администрации Волгограда (далее – ВТУ ДОАВ) при формировании муниципальных заданий на 2015 год для МОУ Ворошиловского района Волгограда (МОУ СШ № 48 и МОУ Гимназия № 5) не соблюден установленный порядок формирования муниципального задания. Согласно ст.15.15.15. КоАП РФ за нарушение порядка формирования муниципального задания предусмотрена административная ответственность.
5.2. ВТУ ДОАВ (РБС) не соблюдены сроки перечисления МОУ Волгограда субсидий на выполнение муниципального задания, установленные графиками перечисления субсидий, прилагаемых к соглашениям:
1) с МОУ СШ № 48:
- № ВР 38 лагерь от 19.03.2015: 2 случая нарушений сроков;
- № ВР 38 лагерь обл. от 19.03.2015: 1 случай нарушения срока;
2) с МОУ Гимназия № 5:
- № ВР 41 лагерь от 19.03.2015: 2 случая нарушений сроков;
- № ВР 41 лагерь обл. от 19.03.2015: 1 случай нарушения срока.
5.3. Комитетом молодежной политики и туризма администрации Волгограда (далее – Комитет, ГРБС) не соблюдены сроки перечисления МУ ОЦ «Орленок» субсидий на выполнение муниципального задания, установленные графиками перечисления субсидий, прилагаемыми к соглашениям:
- № 1 от 12.01.2015 на 2015 год: 11 случаев нарушений сроков;
- № 1 от 31.12.2015 на 2016 год: 5 случаев нарушений сроков.
Согласно ч.1 ст.15.15.5. КоАП РФ за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии, условий их предоставления предусмотрена административная ответственность.
6.    Главным государственным врачом РФ утвержден ряд документов, регламентирующих санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, предъявляемые к организациям отдыха и оздоровления детей, в том числе:
- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», которые распространяются на все виды оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей и подростков независимо от их подчиненности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением отдыха детей в период каникул;
- СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», которые распространяются на все виды детских оздоровительных лагерей;
- др.
6.1. Контрольно-счетной палатой Волгограда по результатам камеральных проверок за период 2015 год - 1 полугодие 2016 года и выездных обследований лагерей с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда в летний каникулярный период 2016 года установлены однотипные нарушения при функционировании лагерей:
а) несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
-    по организации смен: п.п.1.3., 1.5. СанПиН 2.4.4.2599-10;
-    по спальным помещениям: п.5.3. СанПиН 2.4.4.2599-10;
-    по организации питания:
    - п.п.4.3., 4.10., 4.12., 4.14., 5.2., 5.5., 5.7., 5.13., 5.16., 6.5., 8.26., 14.5. СанПиН 2.4.5.2409-08;
    - п.п.5.9., 9.14., 9.16., 9.18., 9.19., 9.24., 11.13. СанПиН 2.4.4.2599-10;
    - п.п.1.6., 3.3.2. СанПиН 2.3.2.1324-03;
    - п.п.7.11., 7.19., 7.24., 7.27., 9.7. СП 2.3.6.1079-01;
-    по оборудованию территории: п.п.4.2., 4.5. СанПиН 2.4.4.2599-10;
-    по оснащению медицинского кабинета: п.5.7. СанПиН 2.4.4.2599-10;
-    по оснащению туалетных комнат: п.5.8. СанПиН 2.4.4.2599-10.
    Необходимо отметить, что значительная часть нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов устранена МОУ Волгограда в период проведения проверки;
б) невыполнение п.п.2.2., 2.4. Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 13.07.2001 № 2688:
-    допущено открытие смен лагерей на базе МОУ Тракторозаводского, Краснооктябрьского и Советского районов Волгограда без санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии места базирования смены лагеря санитарным правилам;
- допущено открытие смен лагерей на базе МОУ Советского и Красноармейского районов Волгограда в отсутствие приемки МОУ межведомственной комиссией, созданной органами местного самоуправления, в состав которой входят представители госсанэпиднадзора, организатора смены лагеря и других заинтересованных органов исполнительной власти;
    в) имеются недостатки в оформлении Актов приемки лагерей, оформленных при приемке лагерей, организованных на базе МОУ Дзержинского, Тракторозаводского, Краснооктябрьского, Центрального и Красноармейского районов Волгограда;
    г) имеются недостатки в оформлении заключений Управления Роспортебнадзора по Волгоградской области, оформленных при приемке лагерей, организованных на базе МОУ Краснооктябрьского и Центрального районов Волгограда;
    д) некорректно оформлены приказы по МОУ о подготовке и организации отдыха и оздоровления учащихся в летний каникулярный период 2016 года;
    е) фактическая численность детей в лагерях на базе МОУ Волгограда превышает нормативную численность воспитанников, указанную в муниципальных заданиях;
    ж) невыполнение требований п.2 ч.6 ст.28 и п.п.8, 9 ч.1, ч.2 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части создания обучающимся безопасных условий во время их пребывания в школе;
    з) на территории МОУ в общем доступе находится универсальная спортивная площадка с детским игровым комплексом, установленная Благотворительным фондом Елены Исинбаевой, которая не состоит на балансе МОУ.
6.2. По результатам проверок, проведенных в период 2015-2016 годов различными проверяющими органами, было установлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при организации работы смен лагерей с дневным пребыванием детей на базе МОУ Тракторозаводского, Центрального, Ворошиловского, Кировского и Красноармейского районов Волгограда:
-    в 2015 году:
-    по организации питания:
    - п.9.24. СанПиН 2.4.4.2599-10;
    - п.п.7.11., 7.19. СП 2.3.6.1079-01;
    - п.14.10. СанПиН 2.4.5.2409-08;
    - п.3.3.2. СанПиН 2.3.2.1324-03;
-    в 2016 году:
-    по оснащению спальных мест: п.5.3. СанПиН 2.4.4.2599-10;
-    по организации питьевого режима: п.8.9. СанПиН 2.4.4.2599-10;
-    по организации питания: п.п.9.24., 10.3. СанПиН 2.4.4.2599-10;
-    по санитарному содержанию помещений: п.11.10. СанПиН 2.4.4.2599-10.
     6.3. Контрольно-счетной палатой Волгограда в ходе обследования лагеря на базе МУ ОЦ «Орленок» в летний каникулярный период 2016 года установлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при организации работы лагеря:
-    по организации питания:
- п.13.4. СП 2.3.6.1079-01;
- п.п.8.13., 8.15., 8.20., 9.1., 9.2., 9.3., 9.7. СанПиН 2.4.4.3155-13;
-    по содержанию территории: п.п.3.7., 12.10. СанПиН 2.4.4.3155-13;
-    по оснащению помещений санитарно-бытового назначения: п.4.13. СанПиН 2.4.4.3155-13;
-    по содержанию зданий и помещений: п.4.18. СанПиН 2.4.4.3155-13;
-    по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод: п.5.8. СанПиН 2.4.4.3155-13;
-    по санитарному содержанию помещений: п.12.4. СанПиН 2.4.4.3155-13.
Осмотренные на территории лагеря объекты недвижимого имущества используются по целевому назначению, отдельные из них - по мере необходимости.
6.4. В проверяемом периоде по итогам проверки деятельности МУ ОЦ «Орленок» различными контролирующими органами было установлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и других обязательных требований:
-    в 2015 году:
-    по организации питания: п.п.8.12., п.9.2. СанПиН 2.4.4.3155-13;
-     по контролю за соблюдением требований санитарных правил: п.13.2. СанПиН 2.4.4.3155-13;
-    по содержанию сетей газопотребления: требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, и ГОСТ Р 54961-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденного приказом Росстандарта от 22.08.2012 № 251-ст;
-    в 2016 году:
-    по организации питания: п.9.3. СанПиН 2.4.4.3155-13;
-    по приему детей в лагерь: п.1.10. СанПиН 2.4.4.3155-13.
Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ставит под угрозу безопасность питания, а также состояние здоровья и безопасность пребывания детей в лагерях в целом.
Несмотря на выявленные недостатки в организации деятельности лагерей, результаты проведенных обследований позволяют сделать вывод о востребованности и доступности услуг по организации отдыха детей, о наличии благоприятных условий для пребывания детей в каникулярный период в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда и в лагере на базе МУ ОЦ «Орленок».
7. ДОАВ (и его территориальными управлениями) при организации отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда:
1) не определен единый для всех МОУ порядок учета численности обучающихся, охваченных отдыхом в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда, регламентирующий учет детей при наличии пропусков детьми дней посещения; не обеспечено единообразие в учете и отражении в отчетности численности охваченных отдыхом детей, что влияет на достоверность составления отчетности ДОАВ;
2) не обеспечено выполнение в 2015 году в целом по городу требований п.4.1. приказа Комитета образования и науки от 30.01.2015 № 116 «Об организации отдыха и оздоровления детей и подростков Волгоградской области в 2015 году» в части охвата отдыхом 30,0 % детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по факту - 3 132 ребенка или 17,6 % от общей численности детей, отдохнувших в лагерях с дневным пребыванием детей (17 775 детей)).
8. Результаты данного контрольного мероприятия свидетельствуют об исполнении в городском округе Волгоград не в полной мере рекомендаций, указанных:
1) в п.п.11, 12 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 29.04.2010 № 640 «Об организации отдыха и оздоровления детей»:
а) представители городской межведомственной комиссии по организации отдыха детей не принимали участие в работе специальных комиссий по приемке к началу оздоровительного сезона лагерей с дневным пребыванием детей, организованных на базе МОУ Волгограда, (в 2015-2016 годах) и МУ ОЦ «Орленок» (в 2016 году);
б) было допущено открытие некоторых смен лагерей с дневным пребыванием детей, организованных на базе МОУ Волгограда, без санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии места базирования смены лагеря санитарным правилам (в 2015 году);
в) при организации медицинского обеспечения детей, находящихся в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда имеет место нарушение действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (в медицинском кабинете школы отсутствует ширма);
г) в МУ ОЦ «Орленок» по отдельным сменам лагеря установлено отсутствие страховки на некоторых детей;
    2) в п.3 постановления Губернатора Волгоградской области от 11.04.2016 № 236 «Об организации отдыха и оздоровления детей»: в бюджете Волгограда на 2016 год не предусмотрены средства на организацию отдыха детей в каникулярное время в лагере на базе МУ ОЦ «Орленок» (выделяются средства только на сохранение материально-технической базы).
9. Недостатки и нарушения в работе лагерей, установленные Контрольно-счетной палатой Волгограда и другими контролирующими органами в период 2015 год – 9 месяцев 2016 года, свидетельствуют о недостаточном уровне контроля со стороны:
    1) органов местного самоуправления Волгограда - за исполнением п.п.11, 12 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 29.04.2010 № 640 «Об организации отдыха и оздоровления детей», п.3 постановления Губернатора Волгоградской области от 11.04.2016 № 236 «Об организации отдыха и оздоровления детей», направленных на защиту прав детей на отдых и оздоровление;
    2) ДОАВ и его территориальных управлений - за организацией отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда;
3) Комитета - за деятельностью МУ ОЦ «Орленок».
10.    С целью обеспечения качества оказываемых муниципальных услуг, муниципальные правовые акты Волгограда, регулирующие вопросы организации отдыха детей в каникулярное время (по формированию ведомственных перечней; по формированию и финансовому обеспечению муниципальных заданий; учету и расходованию средств бюджета Волгограда, полученных в виде субсидии из областного бюджета; утверждению муниципальной программы), с учетом выявленных недостатков,  требуют доработки.

10. Предложения:

Волгоградской городской Думе:
1.    Рассмотреть на заседании комитета Волгоградской городской Думы по образованию, науке, культуре и общественным связям отчет о результатах настоящего контрольного мероприятия.

Администрации Волгограда:
1.    Утвердить комплексный план мероприятий по устранению нарушений, недостатков и выполнению предложений Контрольно-счетной палаты Волгограда по результатам настоящего контрольного мероприятия (с указанием ответственных структурных подразделений администрации Волгограда и должностных лиц, а также сроков выполнения) в целях:
а) устранения выявленных нарушений, недостатков и недопущения их в дальнейшей работе;
б) решения вопроса местного значения (согласно п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») по организации отдыха детей в каникулярное время, с учетом реальных возможностей бюджета и имеющейся потребности в данных муниципальных услугах;
в) соблюдения действующих нормативных правовых актов Волгоградской области, регламентирующих вопросы организации отдыха детей в каникулярное время;
г) привлечения внебюджетных источников для финансирования расходов по организации отдыха детей в каникулярное время. Необходимо организовывать более активную информационную работу с учащимися, их родителями (законными представителями) по пропаганде привлекательности отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда с целью дополнительного привлечения детей к отдыху за полную стоимость путевок.
2. Привести Положение о департаменте по образованию администрации Волгограда, утвержденное решением Волгоградской городской Думы от 16.02.2011 № 42/1311, а также положения о территориальных управлениях ДОАВ, в соответствие с полномочиями администрации Волгограда, определенными в пп.11 п.8 ст.39 Устава города-героя Волгограда.
3. Внести изменения в п.3 Порядка учета и расходования средств бюджета Волгограда, полученных в виде субсидии из областного бюджета, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 19.03.2014 № 302, в части указания срока пребывания детей в лагерях дневного пребывания на базе МОУ Волгограда в период летних школьных каникул - не менее 21 дня, в соответствии с нормами п.1.5. СанПиН 2.4.4.2599-10 и п.2.6. Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха, утвержденного приказом Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688.
4. Обозначить в локальных документах (ДОАВ и Комитета) по организации отдыха детей в каникулярный период обязательное условие приемки лагерей с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда и лагеря на базе МОУ ОЦ «Орленок» специально созданными комиссиями, с оформлением акта приемки, подтверждающего соответствие лагеря установленным требованиям, безопасность условий пребывания детей и готовность лагеря к приему детей.
5.    Обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, предъявляемых к организациям отдыха и оздоровления детей, при организации отдыха детей в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда и в лагере на базе МУ ОЦ «Орленок».
Не допускать открытие смен лагерей с дневным пребыванием детей, организованных на базе МОУ Волгограда, без санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии места базирования смены лагеря санитарным правилам.
6. Обеспечить при организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда соблюдение требований пп.4.4.4. Положения об организации питания в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда, реализующих основные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительные общеразвивающие программы, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 09.11.2016 № 49/1469 «Об утверждении Положений об организации питания в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда», в части осуществления питания учащихся в соответствии с примерными меню, предложенными исполнителями контрактов и согласованными с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области.
7. Обеспечить соблюдение городской межведомственной комиссией по организации отдыха детей (создана в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 16.07.2014 № 836) своего плана работы на очередной год.
8. Внести изменения в Ведомственный перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными общеобразовательными учреждениями Волгограда, подведомственными территориальным управлениям департамента по образованию администрации Волгограда, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 № 1858, в части указания кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, которым соответствуют муниципальные услуги (работы), в соответствии с нормами п.п. а), и) п.3 Общих требований к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями), утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 № 151.
9. Рассмотреть целесообразность внесения изменений в Ведомственный перечень муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями по реализации молодежной политики на территории Волгограда, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 28.12.2015 № 1832, в части корректировки показателей качества и объема муниципальной работы «Организация деятельности специализированных (профильных) лагерей» для МУ ОЦ «Орленок».

10. Внести изменения в постановление администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1881, в части изменения размера базового норматива на оказание муниципальной услуги «Организация отдыха детей и молодежи», с учетом сумм всех затрат, непосредственно связанных с оказанием данной муниципальной услуги (собственные расходы бюджета Волгограда; затраты на приобретение наборов продуктов питания за счет средств областного бюджета; 20,0 % затрат на расходы по доставке и приготовлению пищи и на организационные мероприятия за счет средств родительской платы), и указания видов затрат.
11. Внести изменения в муниципальную программу «Организация отдыха детей в каникулярное время» на 2016 - 2018 годы», утвержденную постановлением администрации Волгограда от 30.10.2015 № 1519, в части:
-    указания размера внебюджетных средств (средств родителей (законных представителей)), привлекаемых на организацию отдыха в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда;
    - уточнения показателей результативности мероприятия «Обеспечение отдыха детей в каникулярное время на базе МУ ОЦ «Орленок» в соответствии с плановым объемом платных услуг МУ ОЦ «Орленок», согласованным Комитетом на 2016 год.
12. Рассмотреть возможность выполнения ДОАВ (в качестве учредителя МОУ Волгограда) рекомендации, указанной в п.10 постановления администрации Волгограда от 17.07.2015 № 997, в части разработки и представления на утверждение в администрацию Волгограда проекта постановления администрации Волгограда, устанавливающего стандарты оказания муниципальных услуг, оказываемых МОУ Волгограда на основании ведомственного перечня муниципальных услуг.
13. Сформировать муниципальные задания для МОУ Волгограда на 2017 год:
- с разбивкой объема муниципальной услуги по организации отдыха детей в разрезе каникулярных периодов ее оказания (весна, лето, осень, зима), с целью обеспечения поэтапного контроля за ходом оказания муниципальной услуги;
-    по форме, установленной в приложении к Положению о формировании муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями Волгограда и финансовом обеспечении выполнения муниципальных заданий, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 20.07.2015 № 1003.
14. Учесть при формировании муниципального задания для МУ ОЦ «Орленок» на 2017 год увеличение вместимости лагеря (до 470 койко-мест).
15. Внести изменения в Устав МУ ОЦ «Орленок» в части:
1)    ликвидации филиала МУ ОЦ «Орленок» – Центр социально-досуговой и профилактической работы с подростками и молодежью по месту жительства «Подросток»;
2) уточнения целей создания учреждения в п.2.2. Устава МУ ОЦ «Орленок».
16. Обеспечить достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об осуществляемых МУ ОЦ «Орленок» видах деятельности (по кодам ОКВЭД). 
17. Усилить контроль со стороны МОУ Волгограда и МОУ ОЦ «Орленок» за соблюдением условий договоров и контрактов, заключенных в рамках организации отдыха детей в каникулярное время, и обеспечить принятие мер по взысканию (с Исполнителя, Заказчика) неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения обязательств.
18. Обеспечить соблюдение условий соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета на организацию отдыха детей в каникулярный период в лагерях дневного пребывания на базе муниципальных образовательных организаций Волгоградской области.
19. Обеспечить (ДОАВ и Комитету) единообразный подход к учету и отражению в отчетности численности детей, охваченных отдыхом в лагерях с дневным пребыванием детей на базе МОУ Волгограда и в МОУ ОЦ «Орленок».
20. Довести до сведения главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств Волгограда, имеющих подведомственные муниципальные бюджетные учреждения, характер и содержание выявленных нарушений, недостатков с целью их предупреждения в дальнейшем и предотвращения административной ответственности.    

Администрации Волгограда обеспечить устранение нарушений и выполнение предложений Контрольно-счетной палаты Волгограда, указанных в настоящем отчете, в срок до 01.04.2017.
Результаты деятельности администрации Волгограда по исполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений будут рассмотрены в ходе проведения мероприятия внешнего финансового контроля за устранением нарушений и выполнением предложений по результатам данного контрольного мероприятия по истечении указанного срока.



< назад