Проверка использования муниципального недвижимого имущества Волгограда, переданного в аренду, и исполнения департаментом муниципального имущества администрации Волгограда полномочий главного администратора доходов бюджета Волгограда по администрированию доходов по арендной плате за пользование данным имуществом
Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда (далее – КСП Волгограда) от 22.09.2023 № 34/10 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования муниципального недвижимого имущества Волгограда, переданного в аренду, и исполнения департаментом муниципального имущества администрации Волгограда полномочий главного администратора доходов бюджета Волгограда по администрированию доходов по арендной плате за пользование данным имуществом», № 04-02КМ-2023 (далее – Мероприятие).
Объекты контроля – департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее – Департамент).
По результатам мероприятия установлено следующее:
1. В период с 01.01.2021 по 01.01.2023 количество объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда сократилось на 385 ед. или 4,9% и по состоянию на 01.01.2023 составило 2 193 ед.
2. В полномочия Департамента муниципального имущества администрации Волгограда по учету муниципального имущества входит ведение реестра муниципального имущества Волгограда в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее - Порядок ведения реестров).
По результатам проверки ведения Департаментом реестра муниципального имущества Волгограда КСП Волгограда установлено:
1) В нарушение п. 5 Порядка ведения реестров Департаментом реестр муниципального имущества Волгограда на бумажном носителе не ведется;
2) В электронном виде ведение реестра муниципального имущества Волгограда осуществляется Департаментом в автоматизированной информационной системе «Муниципальное имущество» (далее – АИС «Муниципальное имущество»), в которой реализована возможность отражения всей информации об объектах муниципального недвижимого имущества, предусмотренной Порядком ведения реестров;
3) Пунктом 4 Порядка ведения реестров предусмотрено отражение ряда обязательных сведений об объектах муниципального имущества.
КСП Волгограда установлено, что Департаментом не отражены обязательные сведения, предусмотренные Порядком ведения реестров, в отношении 15-ти объектов муниципального недвижимого имущества;
4) В реестре муниципального имущества Волгограда учтены объекты, которые перестали существовать как объекты права (снесены в результате строительства) либо были утрачены;
5) Все объекты муниципального недвижимого имущества Волгограда, переданные в пользование по договорам аренды в период с 01.01.2021 по 01.06.2023, отражены в реестре муниципального имущества Волгограда. Установлено недостоверное отражение сведений в договорах аренды и в реестре муниципального имущества Волгограда о местоположении 5-ти объектов муниципального недвижимого имущества, которое устранено в ходе проведения мероприятия.
3. При проверке соблюдения Департаментом Порядка передачи имущества №1451[1] установлено:
1) в несоблюдение п.1.6 Порядка передачи имущества №1451 примерная форма договоров аренды недвижимого имущества муниципальной имущественной казны Волгограда не утверждена нормативным документом Департамента.
В адрес руководителя Департамента внесено представление КСП Волгограда с требованием устранения выявленного нарушения;
2) несоблюдение требований п.8.2 и п.8.3 Порядка передачи имущества №1451 при передаче объектов в субаренду, которое устранено Департаментом в ходе проведения мероприятия.
4. При анализе договоров аренды недвижимого имущества муниципальной имущественной казны Волгограда установлено, что в п.2.2.4 не предусмотрен конкретный срок заключения арендатором договоров с ресурсоснабжающими организациями (водо-, тепло-, электроснабжение, др.), что влечет за собой риск избыточных расходов бюджета муниципального образования на оплату обязательств ресурсоснабжающим организациям.
5. При проверке договора аренды недвижимого муниципального имущества казны Волгограда, заключенного в отношении объекта защитного сооружения гражданской обороны (№3/4247 от 04.09.2018), расположенного по адресу: ул. Мира, д. 20, установлено, что его условия не содержат требований законодательства МЧС России.
6. При проверке осуществления Департаментом контроля за использованием и сохранностью объектов муниципального имущества Волгограда установлено:
1) Департаментом не обеспечена сохранность объекта, расположенного по адресу: г.Волгоград, ул. им. 64-й Армии, 65;
2) при наличии судебных решений о расторжении договоров аренды / выселении арендаторов, принятые Департаментом меры не способствовали изъятию у фактических пользователей объектов, расположенных по адресам: ул. им. Дегтярёва, 43; ул. им. Николая Отрады, 26а; ул. 13-й Гвардейской, 13а.
7. По результатам выборочной выездной проверки использования по целевому назначению объектов муниципального недвижимого имущества, переданных в аренду социально ориентированным организациям, КСП Волгограда нарушений не установлено.
8. Анализ динамики исполнения доходов бюджета Волгограда, получаемых от сдачи в аренду имущества, составляющего казну Волгограда, в период с 01.01.2021 по 01.06.2023, показал, что плановые назначения по арендной плате ежегодно перевыполняются за счет поступления платежей, начисленных за прошедшие периоды и погашения дебиторской задолженности по исковым заявлениям за 2019-2021 годы.
9. В ходе проверки ведения Департаментом претензионно-исковой работы установлено несоблюдение сроков подготовки претензий и комплекта материалов для оформления исковых заявлений в суд.
10. Приказом Минфина России от 18.11.2022 № 172н[2] и Письмом Минфина России от 21.04.2023 № 23-01-12/36522[3] определена необходимость главным администраторам доходов бюджета утвердить регламент реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним. На момент подготовки Отчета данный регламент Департаментом не принят.
11. В ходе выборочной проверки деятельности Департамента по признанию безнадежной к взысканию задолженности по арендной плате за недвижимое имущество и о ее списании установлено, что Департамент не воспользовался возможностью предотвратить исключение контрагентов-задолжников из Единого государственного реестра юридических лиц.
Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда даны предложения, направленные на устранение выявленных нарушений и недостатков.
Выявленные в ходе мероприятия нарушения и недостатки, а также предложения КСП Волгограда отражены в отчете о результатах мероприятия.
[1] Постановление администрации Волгограда от 04.09.2017 № 1451 «Об утверждении Порядка передачи муниципального имущества Волгограда по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, по концессионным соглашениям, иным сделкам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества Волгограда».
[2] «Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним».
[3] «Об установлении в региональных и местных порядках осуществления полномочий главных администраторов доходов бюджетов нормы о необходимости установления администраторами доходов бюджетов регламента реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разработанного в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России».