Контрольно-счетная палата Волгограда
Контрольно-счетная палата Волгограда
400066, г.Волгоград, ул.Советская, 4а
e-mail: ksp_priem@volgadmin.ru, тел./факс (8442) 38-36-35

Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 04.08.2016 № 30/10 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия по теме: «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2015 году на осуществление образовательного процесса частными общеобразовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию» (№ 03-03-2016). Основание проведения контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год, утвержденный приказом Контрольно-счетной палаты Волгограда от 29.12.2015 № 212 «Об утверждении плана работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год».

Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 04.08.2016 № 30/10 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия по теме: «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2015 году на осуществление образовательного процесса частными общеобразовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию» (№ 03-03-2016).
Основание проведения контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год, утвержденный приказом Контрольно-счетной палаты Волгограда от 29.12.2015 № 212 «Об утверждении плана работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год».
    Предмет контрольного мероприятия: соглашения о предоставлении субсидии, отчеты об использовании субсидии и субвенции, статистическая отчетность частных общеобразовательных учреждений (далее – ЧОО) о численности обучающихся, бюджетная отчетность и другие документы департамента по образованию администрации Волгограда (далее – департамент по образованию), локальные нормативные акты, бухгалтерская отчетность и другие документы частного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 7» среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ЧОУ Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД»), связанные с расходованием средств субсидии из бюджета Волгограда на осуществление образовательного процесса, источником финансового обеспечения которой является субвенция из областного бюджета.
Объекты контрольного мероприятия: департамент по образованию, ЧОУ Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД».
Объект встречной проверки: частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная Частная интегрированная школа (далее – ЧОУ ЧИШ).

Выводы
1.    С 2012 года городскому округу городу-герою Волгограду переданы государственные полномочия Волгоградской области по финансовому обеспечению получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в ЧОО, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления в соответствии с законом Волгоградской области об областном бюджете указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат в части финансирования расходов на оплату труда работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в соответствии с Законом Волгоградской области о наделении ОМС государственными полномочиями от 12.10.2012 № 112-ОД. 
2.    В ходе контрольного мероприятия установлено, что в 2015 году:
─ Законом Волгоградской области от 20.11.2014 № 151-ОД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в ред. от 11.09.2015) и решением Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда (в ред. от 23.09.2015) запланировано предоставление субвенции на осуществление образовательного процесса ЧОО, имеющими государственную аккредитацию, в размере 61 239,6 тыс.руб.;
─ в связи с сокращением ЛБО плановое финансирование составило         58 670,3 тыс.руб. (по состоянию на 31.12.2015);
─ объем фактически перечисленных средств субвенции из областного бюджета составил 53 842,0 тыс.руб. (согласно платежным поручениям о перечислении средств субвенции в УФК по Волгоградской области на счет департамента по образованию);
─ Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Волгограда на осуществление образовательного процесса ЧОО заключены с девятью ЧОО на общую сумму 58 538,6 тыс.руб., в том числе объем субсидии на расходы текущего периода по Соглашениям (в том числе с учетом кредиторской задолженности прошлых лет в размере 1 905,0 тыс.руб.);
─ по расчетам департамента по образованию потребность девяти ЧОО в финансовых средствах субсидии согласно нормативам, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 21.05.2014 № 265-п (в ред. от 01.11.2015), составила – 59 402,5 тыс.руб. (в том числе по восьми общеобразовательным школам – 38 764,4 тыс.руб.; по школе-интернату –       20 638,1 тыс.руб.);
─ департаментом по образованию в 2015 году фактически поступившие средства субвенции размере 53 842,0 тыс.руб. перечислены девяти ЧОО в полном объеме. Проверка отчетов департамента по образованию, а также отчетов ЧОО об использовании субвенции за 2015 год показала, что данные средства в 2015 году направлены:
- на заработную плату работников ЧОО - 40 994,3 тыс.руб.;
- на начисления на выплаты по оплате труда - 9 859,2 тыс.руб.;
- на учебные расходы - 2 988,5 тыс.руб..

3.    Выборочной проверкой законного и эффективного использования ЧОУ Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД» и ЧОУ ЧИШ средств субсидии из бюджета Волгограда, предоставленной на осуществление образовательного процесса в 2015 году, установлено:
√ в ЧОУ Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД» средства субсидии в сумме                   19 857,3 тыс.руб. правомерно направлены на возмещение расходов:
- по оплате труда в размере 18 693,4 тыс.руб.;
- на приобретение учебников, учебных пособий и средств обучения в размере       1 163,9 тыс.руб.;
√ в ЧОУ ЧИШ средства субсидии в сумме 322,1 тыс.руб. правомерно направлены на возмещение расходов на приобретение учебников, учебных пособий и средств обучения (общая сумма затрат учреждения на учебные расходы -        683,5 тыс.руб.);
√ приобретенные ЧОУ Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД» и ЧОУ ЧИШ учебники, учебные пособия и средства обучения представлены в наличии, в исправном состоянии и эффективно используются в учебном процессе.

4.    Проверкой установлено:
1)    не предоставление субвенции из областного бюджета в 2015 году в необходимом объеме, т.е. в объеме средств, рассчитанном по нормативам для каждого ЧОО;
2)    департаментом по образованию при определении объемов субсидии в 2015 году для каждого ЧОО Волгограда не применялся единый коэффициент обеспеченности, который по расчетам Контрольно-счетной палаты составил 0,953388, в связи с чем ЧОО Волгограда находились в неравных условиях при распределении объемов субвенции, так:
- по ЧОУ Школе-интернату № 7 ОАО «РЖД» коэффициент обеспеченности применялся равный единице, т.е. объем субсидии для данного Учреждения соответствовал потребности в данной субсидии, рассчитанной по нормативам;
- по частным общеобразовательным школам применены коэффициенты обеспеченности от 0,928561 до 0,928579, при этом: по СОШ «Развитие» применен наиболее низкий коэффициент обеспеченности (0,928561); по СОШ «Ор Авнер» применен наиболее высокий коэффициент (0,928579).

5. Выборочной проверкой условий Соглашений с ЧОО о предоставлении субсидии из бюджета Волгограда установлено, что в Соглашениях:
- отсутствует условие о согласии получателей субсидии на осуществление ГРБС, предоставившим субсидию, проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (невыполнение департаментом по образованию требований п.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ);
-  не нашло отражение условие о том, что субсидии рассчитываются в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ;
- определено предоставление субсидии не «на возмещение затрат на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда и приобретение учебных пособий», а «на финансирование расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда и приобретение учебных пособий», что не соответствует требованиями п.6 ч.1 ст.8 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, ст.1 Закона Волгоградской области от 12.10.2012 № 112-ОД. При этом при проведении контрольного мероприятия департаментом по образованию приняты меры по предотвращению данного замечания в 2016 году – дополнительными соглашениями внесены соответствующие изменения в Соглашения с ЧОО с 2016 года.

6. Выборочной проверкой соблюдения департаментом по образованию и ЧОУ Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД» условий Соглашения № 6 от 19.01.2015 установлено:
─ нарушение департаментом по образованию условий предоставления субсидий по перечислению ЧОУ Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД» средств субсидии в трехдневный срок после даты зачисления данных средств на счет департамента по образованию в УФК по Волгоградской области: 07.05.2015, 13.07.2015 и 21.09.2015 (п.2.1.2 Соглашения № 6 от 19.01.2015). За нарушение условий предоставления субсидий предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.15.15.5 КОАП РФ, ответственные лица департамента по образованию - руководитель Радченко И.А. (в мае и сентябре 2015 года), исполняющий обязанности руководителя Шмыгун Л.А. (в июле 2015 года);
─ недостатки в оформлении заявок ЧОУ Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД» на финансирование: не указан телефон и Ф.И.О. исполнителя (п.2.2.2 Соглашения № 6 от 19.01.2015).

7. Анализ нормативных актов Волгограда по вопросу предоставления ОМС из областного бюджета субвенций на осуществление образовательного процесса ЧОО, имеющими государственную аккредитацию, показал, что постановление администрации Волгограда от 02.06.2014 № 633 не содержит положения:
- о порядке определения объема и предоставления субсидии из бюджета Волгограда в случае предоставления субвенции из областного бюджета не в полном объеме;
- об обязательной проверке департаментом по образованию (ГРБС, предоставившим субсидию) и ОМФК соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий ЧОО Волгограда, что свидетельствует о невыполнении администрацией Волгограда требований п.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ. Следует отметить, что департаментом по образованию в ходе контрольного мероприятия приняты меры по предотвращению в 2016 году данного нарушения, а именно, постановлением администрации Волгограда от 21.07.2016 № 1150 внесены соответствующие изменения в постановление администрации Волгограда от 02.06.2014 № 633.

8. По итогам выборочной проверки выполнения департаментом по образованию требований постановления администрации Волгограда от 02.06.2014 № 633, установлено:
─ невыполнение департаментом по образованию п. 10.2.2 Порядка учета и расходования субсидии, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 02.06.2014 № 633 и п.2 Приказа министерства образования и науки Волгоградской обл. от 27.05.2014 № 671, в части представления в министерство образования и науки Волгоградской области отчета об использовании субвенции ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, так как департаментом по образованию позднее на 1 день направлены 2 отчета (за январь 2015 года направлен 06.02.2015, за декабрь 2015 года направлен 12.01.2016);
─ отсутствие отметок о дате поступления в департамент по образованию и сопроводительных писем о направлении ЧОО заявок на финансовые средства, необходимые на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, и отчетов об использовании субсидии, в связи с чем не представляется возможным проверить исполнение п.12 Порядка определения объема и предоставления субсидии, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 02.06.2014 № 633.

9. Установлены недостатки в оформлении договоров, заключенных ЧОУ Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД» с родителями учащихся, например, в невыполнение требований ч.2 ст.54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в договоре не указаны обязательные для указания условия: основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) и др.

Предложения:
Волгоградской городской Думе:
1.    Рассмотреть на заседании комитета Волгоградской городской Думы по образованию, науке, культуре и общественным связям отчет о результатах настоящего контрольного мероприятия.

Администрации Волгограда:
1.    Утвердить комплексный план мероприятий в целях недопущения в дальнейшем установленных нарушений, недостатков и выполнения предложений Контрольно-счетной палаты Волгограда по результатам настоящего контрольного мероприятия.
2. Обеспечить соблюдение департаментом по образованию условий Соглашений о предоставлении субсидий из бюджета Волгограда ЧОО, а также осуществление контроля за выполнением ЧОО условий указанных соглашений (с учетом п.6 «Выводов»).
3.    Рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 02.06.2014 № 633 в части определения порядка определения объема и предоставления субсидии из бюджета Волгограда в случае предоставления субвенции из областного бюджета не в полном объеме с целью распределения между ЧОО средств субсидии на равных условиях.
4.    Обеспечить соблюдение департаментом по образованию требований постановления администрации Волгограда от 02.06.2014 № 633, в том числе сроков перечисления ЧОО средств субсидии (с учетом п.8 «Выводов»).
5. Рассмотреть вопрос о включении в Соглашения с ЧОО о предоставлении субсидий Волгограда условия, определяющего срок предоставления ЧОО заявок на финансовые средства на январь (при заключении соглашения в январе текущего года) и на декабрь (при корректировке объема средств субсидии после 20 ноября).

Администрации Волгограда обеспечить устранение нарушений и выполнение предложений Контрольно-счетной палаты Волгограда, указанных в настоящем отчете, в срок до 01.10.2016.

Результаты деятельности администрации Волгограда по исполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений будут рассмотрены в ходе проведения мероприятия внешнего финансового контроля за устранением нарушений и выполнением предложений по результатам данного контрольного мероприятия по истечении указанного срока.



< назад