Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 04.08.2016 № 27/10 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия по теме: «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Волгограда, выделенных в 2015 году на капитальный ремонт освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда» (№ 03-04-2016).
Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 04.08.2016 № 27/10 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия по теме: «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Волгограда, выделенных в 2015 году на капитальный ремонт освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда» (№ 03-04-2016).
Основание проведения контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год, утвержденный приказом Контрольно-счетной палаты Волгограда от 29.12.2015 № 212 «Об утверждении плана работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год».
Предмет контрольного мероприятия: соглашения о порядке и условиях предоставления муниципальному бюджетному учреждению субсидий на выполнение муниципального задания и на иные цели; бюджетная отчетность; локальные нормативные документы, контракты; договоры и муниципальные контракты; первичные учетные документы и др.
Объекты контрольного мероприятия:
- администрация Красноармейского района Волгограда, далее – администрация Красноармейского района;
- муниципальное бюджетное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда», далее – МБУ «ЖКХ Красноармейского района»;
- муниципальное бюджетное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района Волгограда», далее – МБУ «ЖКХ Советского района».
ВЫВОДЫ
1. Согласно порядку организации работы по выявлению освободившихся жилых помещений муниципального жилфонда Волгограда, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 24.09.2012 № 2767, в случае если освободившееся помещение муниципального жилфонда требует ремонта, МБУ ЖКХ районов Волгограда обеспечивают его проведение в целях приведения в соответствие санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Установлено, что общее финансирование из бюджета Волгограда на предоставление администрациями районов Волгограда субсидий МБУ ЖКХ районов в целях обеспечения выполнения капремонта муниципального жилфонда (по КЦСР 2506020) в 2015 году составило:
- плановое на 01.01.2015 – 14 006,6 тыс.руб., на 31.12.2015 – 8 360,1 тыс.руб.;
- фактическое – 2 653,8 тыс.руб. или 31,7% от утвержденных бюджетных ассигнований, т.е. не освоены бюджетные средства в сумме 5 706,3 тыс.руб. По состоянию на 01.01.2016 года образовалась кредиторская задолженность МБУ ЖКХ районов Волгограда перед подрядными организациями в сумме 4 881,0 тыс.руб.
2. В ходе проверки формирования перечня жилых помещений муниципального жилфонда, подлежащих ремонту в 2015 году, установлено отсутствие:
- должного взаимодействия структурных подразделений администрации Волгограда и МБУ ЖКХ районов, а также контроля со стороны администраций районов Волгограда - главных распорядителей бюджетных средств, направляемых на капремонт вышеуказанных помещений;
- закрепленного в муниципальных правовых актах Волгограда порядка по организации взаимодействия и определения функций по вопросам формирования перечня жилых помещений муниципального жилфонда, подлежащих ремонту и очередности их ремонта в условиях дефицита средств бюджета;
- соглашений о взаимодействии по вопросам работы с освободившимися жилыми помещениями между МБУ ЖКХ районов города, комитета по жилищной политике и соответствующей организацией, осуществляющей управление МКД, заключение которых определено постановлением администрации Волгограда от 24.09.2012 № 2767, но не является обязательным.
3. Установлено, что в рамках заключенных администрациями районов Волгограда с МБУ ЖКХ районов Волгограда соглашений о предоставлении субсидии на иные цели «на капитальный ремонт жилых помещений муниципального жилфонда» в 2015 году выполнены работы в 56 жилых помещениях, из которых:
- 48 помещений – освобожденные помещения из общего перечня 134 жилых помещений муниципального жилфонда Волгограда, требующих капремонта, сформированного комитетом по жилищной политике (от 10.10.2014) и находящегося на контроле главы администрации Волгограда (согласно перечню поручений по итогам совещания общегородской планерки от 27.01.2015);
- 8 помещений – занятые нанимателями (согласно данным, предоставленным администрациями районов Волгограда).
3.1. На момент проверки (на 01.06.2016) из 48 отремонтированных в 2015 году освободившихся жилых помещений:
- 26 жилых помещений (или 54%) предоставлены гражданам, в том числе 24 жилых помещения по договорам социального найма, 2 помещения по договорам мены;
- 22 жилых помещения (или 46%) не предоставлены гражданам (не используются), в том числе 6 помещений, по которым приняты постановления администрации Волгограда о предоставлении их нанимателям.
3.2. Проверка показала, что не использование и не предоставление нуждающимся гражданам, более 5 месяцев после завершения ремонта, 22 вышеуказанных помещений (балансовой стоимостью 2 264,1 тыс.руб., остаточной – 1 046,4 тыс.руб.), а также 2 помещений, предоставленных 31.05.2016 по договорам мены (балансовой стоимостью 1 896,2 тыс.руб., остаточной – 1 764,8 тыс.руб.), свидетельствует:
- о неэффективном использовании муниципальной собственности;
- о наличии ущерба для города в виде безрезультативных расходов бюджета Волгограда на проведение ремонтных работ в 22 помещениях в сумме 1 966,0 тыс.руб. (на момент проверки) и недополученных доходов (платы за наем 24 помещений за 5 месяцев) в бюджет Волгограда в сумме 11,9 тыс.руб.
4. В ходе проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2015 году на капитальный ремонт освободившихся жилых помещений в двух районах города, установлено:
4.1 Администрациям районов Волгограда утверждены бюджетные ассигнования на проведение капремонта жилфонда в 2015 году (по КЦСР 2506020):
- Красноармейского района на начало года - 7 163,4 тыс.руб., на конец года бюджетные ассигнования в течение года уменьшены на 57,7% и составили 3 029,8 тыс.руб.;
- Советского района на начало года - 1 451,9 тыс.руб., на конец года бюджетные ассигнования в течение года уменьшены на 13,4% и составили 1 257,1 тыс.руб.
Соглашения о предоставлении субсидий на иные цели с МБУ ЖКХ Красноармейского и Советского районов «на проведение капремонта муниципального жилфонда» в 2015 году заключены в пределах доведенных бюджетных ассигнований.
Основное сокращение объема бюджетных ассигнований по КЦСР 2506020, произведенное в 4 квартале 2015 года, связано с рисками возможного невыполнения работ и не освоения средств до окончания финансового года. Кроме этого, на примере Красноармейского района, выявлено, что в основном в районе отремонтированы помещения в рамках контрактов, заключенных МБУ ЖКХ в 1-м полугодии 2015 года, в том числе по следующим причинам:
- длительное (1-2 месяца) согласование заявок на размещение закупок с департаментом финансов и первым заместителем главы администрации Волгограда в целях выполнения распоряжения администрации Волгограда от 24.04.2015 № 264-р «О мерах по исполнению бюджета Волгограда по отдельным направлениям расходов в 2015 году», при этом сроки согласования не установлены;
- по размещенным МБУ ЖКХ Красноармейского района в 3 квартале 2015 года муниципальным заказам: не состоялись 2 аукциона, а работы в рамках заключенного в октябре 2015 года контракта на 425,3 тыс.руб. не выполнены подрядчиком ООО «РОСС» (контракт расторгyт);
- не размещение МБУ ЖКХ Красноармейского района муниципального заказа в 4 квартале (в том числе повторного по несостоявшимся аукционам).
4.2. Фактическое финансирование в 2015 году по КЦСР 2506020: составило:
- администрации Красноармейского района - 1 092,1 тыс.руб. (36,0%), объем неосвоенных лимитов бюджетных обязательств составил 1 937,7 тыс.руб. (64,0%);
- администрации Советского района не осуществлялось, лимиты бюджетных обязательств не освоены в полном объеме - 1 257,1 тыс.руб.
4.3. МБУ ЖКХ двух районов в рамках Соглашений о предоставлении субсидий на иные цели в 2015 году заключены контракты на капремонт 25 жилых помещений Красноармейского района на общую сумму 3 224,9 тыс.руб. и 6 жилых помещений Советского района на сумму 1 382,7 тыс.руб., при этом в невыполнение требования п.2 Порядка от 01.09.2014 № 1100 ранее закрепления помещений на праве оперативного управления за учреждениями были заключены контракты (договоры):
- МБУ ЖКХ Красноармейского района на капремонт 24 помещений, в том числе до передачи в оперативное управление ремонт в 18 помещениях был завершен;
- МБУ ЖКХ Советского района на капремонт 5 помещений.
Данные нарушения являются нарушением условий предоставления субсидии юридическим лицом, являющимся получателем субсидии, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.2 ст.15.15.5 КОАП РФ.
4.4. В невыполнение требований пп.10 п.1 ст. 158 БК РФ администрациями Красноармейского и Советского районов Волгограда не обеспечено соблюдение получателями субсидий условий и порядка, установленных при их предоставлении.
4.5. МБУ ЖКХ в 2015 году приняты работы по капремонту помещений:
- Красноармейского района - 18 помещений на сумму 2 595,3 тыс.руб., кредиторская задолженность перед исполнителями работ на 01.01.2016 составила 1 503,2 тыс.руб.;
- Советского района - 6 помещений жилфонда на сумму 1 198,7 тыс.руб. кредиторская задолженность перед исполнителями работ на 01.01.2016 составила 1 198,7 тыс.руб.;
4.6. Администрациями районов Волгограда не исполнены обязательства по перечислению в 2015 году подведомственным МБУ ЖКХ субсидии на иные цели, в том числе администрацией:
- Красноармейского района в общей сумме 1 503,2 тыс.руб., при наличии заявок МБУ ЖКХ Красноармейского района от 25.12.2015 на выплату данных средств (по соглашению № 4 от 12.01.2015). Также установлено, что заявки администрации Красноармейского района на общую сумму 1 503,2 тыс.руб., предоставленные в департамент финансов в установленный срок (25.12.2015), оформлены департаментом финансов штампом «Отказано» и возвращены с указанием причины отказа «Завершение финансового года» и датами 29.12.2015 и 30.12.2015;
- Советского района в общей сумме 1 095,3 тыс.руб., при наличии заявок МБУ ЖКХ Советского района от 24.12.2015 на выплату данных средств (по соглашению № 4ЖКХ-и от 16.01.2015).
Данные нарушения являются нарушением ГРБС условий предоставления субсидии, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.15.15.5 КОАП РФ.
5. Проверкой исполнения контрактов на выполнение работ по капремонту жилфонда Красноармейского, Советского и Дзержинского районов Волгограда (в том числе с обследованием 6 помещений) установлено:
5.1. Завышены объемы выполненных и принятых работ по 4-м помещениям, в том числе:
- МБУ ЖКХ Красноармейского района в помещениях по адресам: ул. Фадеева, 45-1 и ул. Остравская, 6-37 на 6,8 тыс.руб. В результате при оплате в 2016 году произведены избыточные расходы бюджетных средств в сумме 6,8 тыс.руб.;
- МБУ ЖКХ Советского района в помещениях по адресам: ул. Алексеевская, д.15, кв.3; ул.им.Богданова, д.25, ком.318 на 6,2 тыс.руб.
В результате при оплате в 2016 году произведены избыточные расходы бюджетных средств в сумме 13,0 тыс.руб.;
5.2. Невыполнение МБУ ЖКХ Советского района функций по обеспечению сохранности освободившихся жилых помещений муниципального жилфонда, установленных п.1.3 постановления администрации Волгограда от 06.07.2015 № 942, так как не обеспечена сохранность отремонтированного в 2015 году помещения по адресу Алексеевская, д.15, кв. 3 (стоимость принятых работ – 322,9 тыс.руб.), так как по состоянию на 06.06.2016 квартира, не переданная нанимателям по договору найма, не пригодна для проживания из-за затопления и требует дополнительного ремонта.
5.3. МБУ ЖКХ Советского района не предоставлена возможность проверить сохранность помещения и объемы выполненных работ по адресу ул. им. Богданова, д.25, ком. 822 (из-за отсутствия необходимых ключей), что также может свидетельствовать о невыполнении п.1.3 постановления администрации Волгограда от 06.07.2015 № 942.
5.4. В рамках Соглашений на предоставление субсидий в 2015 году на капремонт муниципального жилфонда (по КЦСР 2506020) МБУ ЖКХ районов Волгограда заключили в 2015 году контракты на выполнение капремонта жилфонда, по которым частично произведены и приняты работы, относящиеся к расходам по КЦСР 2506021 (по текущему ремонту 2-х жилых муниципальных помещений и по капремонту 4-х жилым муниципальным помещений во исполнение решений судов) на общую сумму 1 550,4 тыс.руб., в том числе приняты данные работы МБУ ЖКХ Красноармейского района на 819,7 тыс.руб., МБУ ЖКХ Советского района на 305,1 тыс.руб., МБУ ЖКХ Дзержинского района на 425,6 тыс.руб.
Администрациями Красноармейского, Советского и Дзержинского районов Волгограда в 2015 году не осуществлялось планирование средств бюджета Волгограда по КЦСР 2506021 (на проведение текущего ремонта и капремонта муниципальных помещений во исполнение решений судов), что способствовало заключению контрактов на выполнение таких работ по КЦСР 2506020. Кроме того, в Соглашениях о предоставлениях субсидий МБУ ЖКХ районов отсутствуют перечни жилых помещений с обоснованием необходимости ремонта.
Указанное свидетельствует о невыполнении должным образом администрациями Красноармейского, Советского и Дзержинского районов Волгограда полномочий ГРБС по планированию бюджетных ассигнований на ремонт помещений муниципального жилфонда (невыполнение п.4 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ).
Оплата вышеуказанных работ в 2015 году не осуществлялась, по состоянию на 01.01.2016 образована кредиторская задолженность, погашение которой в 2016 году предусмотрено и произведено в рамках мероприятий муниципальной программы «Жилище» на 2016 – 2020 годы по КЦСР 06 0 01 00560 за счет субсидий на иные цели, предоставленных МБУ ЖКХ данных районов города в 2016 году на оплату кредиторской задолженности.
6. В ходе проверки выполнения Порядка от 01.09.2014 № 1100 установлено:
1) МБУ ЖКХ Красноармейского и Советского районов обоснован объем субсидии на капремонт жилых помещений муниципального жилфонда на 2015 год «Списками жилых помещений муниципального жилфонда, требующих ремонта в 2015 году» в Красноармейском районе и «Пообъектным планом (титульным списком) капитального ремонта жилищного фонда на 2015 год» в Советском районе Волгограда. При этом, как отдельные документы, МБУ ЖКХ районов не составляло и не утверждало «предварительный расчет объема субсидий» и «финансово-экономическое обоснование планируемых расходов». Согласование данных документов с администрациями районов вышеуказанным Порядком не определено;
2) Администрацией Советского района в Соглашении № 4-ЖКХ/и не указаны документы (заявка и др.), предусмотренные п. 2.1.3 типовой формы и подтверждающие потребность в перечислении субсидии.
3) В соглашениях, заключенных администрациями Советского и Красноармейского района с МБУ ЖКХ районов, не определены: форма и сроки предоставления отчета об использовании субсидий. Установлено, что предоставленные МБУ ЖКХ ежеквартальные отчеты и отсутствие пояснительных записок к ним не позволило администрациям районов проверить:
- наличие или отсутствие помещений в оперативном управлении учреждении,
- наличие или отсутствие решений судов о проведении капремонта,
- виды проведенного ремонта.
4) Администрациями Красноармейского и Советского районов не осуществлен контроль за целевым использованием субсидий, предоставленных учреждениям, так как проверки ими не проводились (п.12 Порядка от 01.09.2014 № 1100).
7. Проверкой исполнения МБУ ЖКХ Красноармейского района муниципальных контрактов на выполнение работ по капремонту жилфонда в 2015 году установлено, что подрядными организациями нарушены сроки сдачи выполненных работ, предусмотренных условиями 2-х контрактов, а именно:
- на 22 дня по контракту № 2015180368-0129300063115000237 от 29.05.2015 с ООО «ЭнергоСтройИнжиниринг» на сумму 431,1 тыс.руб.;
- на 49 дней по контракту № 269061 от 24.08.2015 с ООО «РОСС» на сумму 298,3 тыс.руб.
МБУ ЖКХ Красноармейского района направлены претензии в адрес подрядных организаций на сумму 31,9 тыс.руб., которыми установлен срок выплаты претензий до 25.11.2015 – в сумме 7,8 тыс.руб., до 01.02.2016 – в сумме 24,1 тыс.руб. На момент проверки отсутствует информация, подтверждающая взыскание пени.
8. Проверкой исполнения МБУ ЖКХ Советского района Договора от 25.05.2015 № 09/15 на выполнение работ по капремонту жилфонда установлено:
1) директором МБУ ЖКХ Советского района Елистратовым А.П. в невыполнение требований Федерального закона № 44-ФЗ:
- заключено дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия договора, в том числе срок исполнения и цену в отсутствие обоснованного подтверждения изменения объема работ (ст. 95);
- по состоянию на 25.09.2015 не назначено лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего (ст. 38);
- не приняты меры по расторжению данного договора (работы выполнены в меньшем объеме, чем предусмотрено договором).
Указанные нарушения содержат в себе признаки административного правонарушения по ч. 4-5 ст. 7.32 КоАП РФ.
2) в результате неправомерного изменения существенных условий Договора от 25.05.2015 № 09/15 (увеличения срока) отсутствует возможность применения штрафных санкций к подрядчику ООО «УниверсалСтройКонструкция» за нарушение первоначального срока выполнения обязательств на 47 календарных дней, что привело к потерям бюджета в виде не поступления пени в сумме 65,0 тыс.руб.
9. Нормативными актами Волгограда при определении функций и полномочий учредителя МБУ Волгограда не определены функции по внесению изменений в Уставы МБУ при изменении требований законодательства.
10. Предложения:
Волгоградской городской Думе:
1. Рассмотреть на заседании профильного комитета Волгоградской городской Думы отчет о результатах настоящего контрольного мероприятия.
Администрации Волгограда:
1. Утвердить комплексный план мероприятий по устранению нарушений, недостатков и выполнению предложений Контрольно-счетной палаты по результатам данного контрольного мероприятия (с указанием ответственных структурных подразделений администрации Волгограда и должностных лиц, а также сроков выполнения).
2. Размещать заявки на проведение закупок на капремонт жилфонда в 1 квартале года. В случае утверждении распоряжений администрации Волгограда о согласовании заявок на размещение муниципального заказа с департаментом финансов определять сроки согласования.
3. Принять меры к недопущению нарушений администрациями районов и подведомственными МБУ условий предоставления субсидий на иные цели, том числе обеспечить контроль за своевременной передачей в оперативное управление МБУ ЖКХ районов помещений муниципального жилфонда, в которых планируется проведение работ по капремонту.
4. Принять меры по устранению неэффективного использования 22 отремонтированных муниципальных помещений общей балансовой стоимостью 2 264,1 тыс.руб. (п.3.2. раздела «Выводы»).
5. Обеспечить проведение администрацией Советского района Волгограда служебной проверки по факту невыполнения МБУ ЖКХ функций по обеспечению сохранности освободившегося жилого помещения (п.5.2 и п.5.3 раздела «Выводы»).
6. Принять меры к возмещению средств с подрядных организаций в связи с завышением объемов работ в сумме 13 тыс.руб. (п.5.1 раздела «Выводы»).
7. Обеспечить проведение администрациями районов Волгограда ведомственного контроля в отношении подведомственных учреждений.
8. С целью достоверного учета муниципального жилищного фонда организовать сплошную инвентаризацию объектов муниципального жилищного фонда.
9. С целью организации учета и эффективности использования муниципального жилищного фонда рассмотреть вопрос о подготовке и утверждении нормативных правовых актов Волгограда, в части:
- совместного исполнения функций по учету и контролю за использованием объектов жилфонда Волгограда департаментом муниципального имущества и комитетом по жилищной политике администрации Волгограда;
- ведения реестра объектов муниципального жилфонда с отражением информации об использовании объектов жилфонда Волгограда.
10. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановления администрации Волгограда, в том числе:
- от 15.06.2011 № 1438 (ред. от 19.12.2013) «Об утверждении Положений об осуществлении администрацией Волгограда и территориальными и отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений Волгограда» в части ответственности структурных подразделений администрации Волгограда за внесение изменений в Уставы подведомственных МУ при изменении законодательства;
- от 17.06.2011 № 1457 «Об утверждения Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Волгограда, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Волгограда и внесения в них изменений» в части разработки проекта устава (изменений в устав) МУ Волгограда в случае изменений законодательства;
- от 24.09.2012 № 2767 «Об утверждении порядка взаимодействия по выявлению освободившихся жилых помещений», в части определения функций и полномочий структурных подразделений администрации Волгограда, муниципальных учреждений Волгограда по формированию перечня жилых помещений, подлежащих ремонту, и их очередности;
- от 01.09.2014 № 1100 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным (автономным) учреждениям Волгограда субсидий на иные цели» в части согласования с учредителем предварительных расчетов объема субсидий и его финансово-экономического обоснования.
Администрации Волгограда обеспечить устранение нарушений и выполнение предложений Контрольно-счетной палаты Волгограда, указанных в настоящем отчете, в срок до 01.11.2016.
Результаты деятельности администрации Волгограда по исполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений будут рассмотрены в ходе проведения мероприятия внешнего финансового контроля за устранением нарушений и выполнением предложений по результатам данного контрольного мероприятия по истечении указанного срока.